Виды графиков

Рейтинг надежных брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Информационный портал Форекс Арена

Школа Форекс / Часть II. Технический анализ / Глава 1. Виды графиков

Начать изучение технического анализа необходимо со знакомства с видами графиков, отражающих движение валютных курсов. Но прежде чем перейти к рассмотрению графиков, определим несколько основополагающих понятий. Как мы уже знаем, в процессе торгов на валютном рынке Форекс маркетмейкеры котируют друг другу валютные пары. Каждое изменение курсов покупки и продажи по валютной паре маркетмейкером называется тик (tick). Равным промежуткам времени, в зависимости от активности торгов на Форекс, может соответствовать разное количество тиков. Если рынок волатильный (быстро изменяющийся, на котором активно ведутся торги), то маркетмейкер может котировать валютную пару по несколько раз за минуту. Если рынок спокойный, то валютная пара может котироваться маркетмейкером один раз в несколько часов. Таким образом, плотность тиков на временной шкале может быть различная, и каждому тику соответствуют две цены – цена покупки (bid) и цена продажи (ask) маркетмейкера.

При техническом анализе валютного рынка Форекс, как правило, рассматривается не каждый тик в отдельности, а торгуемый период (диапазон времени). Общепринятыми диапазонами времени считаются 1 минута, 5 минут, 15 минут, 30 минут, 60 минут, 1 день, 1 неделя, 1 месяц. В каждом рассматриваемом периоде может присутствовать несколько тиков (котировок маркетмейкера). Следовательно, цены покупки и продажи в пределах торгуемого периода меняются. Таким образом, в каждом временном диапазоне существует:

  • цена открытия (open) – средняя цена на начало временного диапазона (среднее значение от цены покупки и продажи первого тика временного отрезка);
  • минимальная цена (low) – минимальная цена покупки (bid), которая встретилась в котировках маркетмейкера за отрезок времени;
  • максимальная цена (high) – максимальная цена продажи (ask), которая встретилась в котировках маркетмейкера за отрезок времени;
  • цена закрытия (close) – средняя цена на конец временного диапазона (среднее значение от цены покупки и продажи последнего тика временного отрезка).

Все четыре ценовые составляющие временных диапазонов имеют большое значение в техническом анализе валютного рынка Форекс. Их изучение может многое сказать о преобладании настроений рынка в отношении торгуемой валюты. Численное изучение временных диапазонов не очень удобно, и практически не используется трейдерами, ведь прогнозирование – наука неточная! Поэтому для лучшего восприятия информации строятся временные графики, на которых тем или иным образом отображаются перечисленные выше ценовые составляющие. В техническом анализе принято выделять пять основных вида графиков:

  • тиковый график (tick chart);
  • линейный график (line chart);
  • график баров (bar chart);
  • японские свечи (Japanese candlesticks);
  • крестики-нолики (point and figure chart).

Ось x (абсцисс) таких графиков представляет из себя ось времени с различным масштабом (торгуемым периодом). Ось y (ординат) представляет из себя значение котировки в данный момент времени (цену основной валюты котировки, выраженную в котируемой валюте).

Самый мелкий масштаб имеет тиковый график (tick chart). На таком графике при каждом изменении маркетмейкером котировки по валютной паре вертикальными черточками наносятся тики. Масштаб времени по оси абсцисс на таком графике очень мелкий, и составляет, как правило, несколько десятков секунд. Нижняя граница тика представляет из себя цену покупки (bid) котировки маркетмейкера. Верхняя граница тика представляет из себя цену продажи (ask) котировки маркетмейкера. Тиковые графики редко используются в техническом анализе рынка Форекс, так как их восприятие неудобно из-за мелкого масштаба и способа отображения информации.

Лучшие русскоязычные платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Следующим видом графика является линейный график (line chart). Масштаб времени на таком графике может быть любой, но как правило используются только широко используемые в техническом анализе уже упомянутые ранее временные диапазоны. На таком графике фигурируют только цены закрытия временных периодов. Каждая следующая цена закрытия наносится на график точкой и соединяется линией с ценой закрытия предыдущего периода. В результате получается непрерывный график как показано на рисунке на примере котировки GBP/USD.

В некоторых разновидностях линейного графика для построения используется не цена закрытия, а цена открытия торгового периода, минимальные и максимальные цены за период или даже усредненные комбинации этих величин. Линейный график легко воспринимается визуально, поэтому по нему удобно определять фигуры технического анализа, паттерны, о которых речь пойдет в последующих главах. Но анализируя такой график невозможно ничего сказать о колебаниях цены за временной период, а эта информация очень важна при прогнозировании изменений валютных курсов. По такому графику также невозможно сказать, были ли ценовые разрывы (гэпы, gaps) между ценой открытия текущего и ценой закрытия предыдущего периода, а такая информация важна при определении волатильности валютного рынка Форекс. Проще говоря, на линейном графике целый временной диапазон представлен всего одной точкой, что естественно не отражает всей картины изменения валютных курсов. Поэтому, линейные графики используются для технического анализа гораздо реже чем те, которые будут рассмотрены далее.

Следующий вид графика, который мы рассмотрим, носит название график баров (bar chart). Под баром понимается фигура, представленная вертикальной чертой с двумя корешками по левую и правую сторону. Пример такой фигуры показан на рисунке.

Каждый бар, в зависимости от масштаба оси абсцисс графика, соответствует определенному торговому периоду. Примечательно, что каждый бар одновременно представляет все четыре цены торгового периода. Цена открытия (open) представлена уровнем левого, а цена закрытия (close) – правого корешка. Нижний уровень бара определяет минимум (low), а верхний – максимум (high) значения цены за рассматриваемый временной диапазон. Если левый корешок ниже правого, то цена выросла за рассматриваемый торговый период. Если же левый корешок выше правого, то цена, наоборот, упала. Пример графика баров показан на рисунке на примере котировки GBP/USD.

Одно из альтернативных английских названий графика баров – OHLC bar. Такое название представляет из себя аббревиатуру английских слов Open, High, Low, Close, определяющие четыре ценовые составляющие торгового периода. В литературе по валютному рынку Форекс можно также встретить название HLC bar – это бары, на которых цена открытия (левый корешок) не отображается, и предполагается, что она совпадает с ценой закрытия предыдущего бара. То есть, предполагается, что график баров не имеет ценовых разрывов, и цена открытия на них избыточна.

Как можно догадаться, по графику баров можно определить характер колебания валютных курсов на Форекс в разрезе каждого торгового периода. Но по нему очень неудобно определять тенденцию изменения валютных курсов, так как цены открытия и закрытия торговых периодов, представленные корешками, очень трудно воспринимаются визуально.

Еще один вид графика, который мы рассмотрим называется японские свечи (Japanese candlesticks). Как можно догадаться из названия, свечи были изобретены в Японии и первоначально использовались при анализе изменения цен на рис в стране восходящего Солнца. Впоследствии идеи, лежащие в основе данного вида графика, были заимствованы и стали применяться для анализа финансовых рынков во всем мире, в том числе и для анализа валютного рынка Форекс. Свеча представляет из себя фигуру, состоящую из тела (real body), нижней тени (lower shadow, shitakage) и верхней тени (upper shadow, uwakage) как показано на рисунке.

Каждая свеча соответствует своему торговому периоду в зависимости от выбранного масштаба времени по оси абсцисс. Свечи бывают двух типов. В зависимости от принятых соглашений они могут называться «пустая и закрашенная», «зеленая и красная» или подобным образом. Пустая (зеленая) свеча, «йо-сен», символизирует торговый период, в котором цена закрытия больше цены открытия, то есть период, за который цена поднялась. Закрашенная (красная) свеча, «ин-сен», символизирует торговый период, в котором цена закрытия меньше цены открытия, то есть период, за который цена упала. Далее в материалах сайта мы будем придерживаться концепции зеленой и красной свечи.

Цена открытия (open) зеленой свечи определяется нижним уровнем ее тела. Цена открытия красной свечи, наоборот, определяется верхним уровнем ее тела. Цена закрытия (close) зеленой свечи определяется верхним уровнем ее тела. Цена закрытия (close) красной свечи, наоборот, определяется нижним уровнем ее тела. Минимальная цена за торговый период (low) определяется нижним уровнем нижней тени свечи. Максимальная цена за торговый период (high) определяется верхним уровнем верхней тени свечи. Пример графика японских свечей по котировке GBP/USD показан на рисунке.

Японские свечи, несмотря на свою необычность, очень распространены в техническом анализе финансовых рынков. Они очень удобны для визуального восприятия информации по изменению валютных курсов в разрезе торговых периодов, поэтому повсеместно применяются трейдерами. В зависимости от размера тела свечи и длинны ее теней, японские свечи принято классифицировать на фигуры (паттерны). Есть фигуры, которые являются индикаторами подтверждения сложившегося тренда. Есть фигуры, которые являются индикаторами разворота тренда. Эти фигуры являются важной частью изучения технического анализа валютного рынка Форекс, поэтому будут рассмотрены подробно в последующих главах сайта.

Последним видом графика, который мы рассмотрим является график крестики-нолики (point and figure chart). Данный вид графика менее распространен в арсенале трейдеров, чем рассмотренные выше виды графиков, но его умелое использование может дать хорошие сигналы подтверждения или разворота тренда. Особенностью данного вида графика является то, что ось времени на нем неоднородна и поэтому часто вообще не отображается. Происходит это из-за принципа построения. Ось абсцисс представляет из себя ряд столбиков. При построении графика используется цена закрытия выбранного торгового периода (масштаба). Для графика определяются две константы. Первая константа (порог) определяет минимально допустимое изменение цены. Оно может выражаться либо в количестве пунктов либо в единицах цены в зависимости от используемого подхода (торговой платформы). Если цена повышается, и изменение превышает значение первой константы, то в текущем столбике сверху дорисовывается крестик. Так продолжается до тех пор, пока цена не начинает падать. В таком случае принимается во внимание вторая константа, которая определяет на сколько единиц первой константы должна измениться цена, чтобы такое изменение считалось разворотом тренда. Предположим, что в нашем примере значение второй константы равно 3. Значит, мы перейдет к следующему столбику и нарисуем в нем нолик на соответствующем уровне только если цена упадет на тройную величину первой константы. После смены столбика построение графика продолжается с точностью до наоборот. Такой подход позволяет отфильтровывать статистический шум и не учитывать незначительные ценовые колебания. Если же падение цены не достигнет порога в тройное значение первой константы, и впоследствии цена снова начнет расти, то мы ждем когда она достигнет прежнего максимума, превысит его на значение первой константы и вновь дорисуем крестик в первом столбике. Стоит заметить, что число 3 в примере взято не случайно, так как является по сути «магическим числом» в техническом анализе финансовых рынков и используется во многих инструментах. График крестиков-ноликов показан на рисунке на примере котировки GBP/USD.

Итак, в данной главе мы рассмотрели основные виды графиков, применяемых в техническом анализе на Форекс. Помимо этих графиков существуют и другие, менее распространенные как, например, объемные японские свечи (candlevolume), эквиобъемный график (equivolume) и др. Умение интерпретировать данные на графиках – неотъемлемая часть успешного технического анализа финансовых рынков, а значит и успешных торгов.

Автор статьи: Александр Герман
Источник публикации: Виды графиков
По материалам информационного портала Форекс Арена

Виды графиков

Приветствую тебя, дорогой читатель!

В сегодняшней статье я решил вернуться к техническому анализу и рассмотреть тему, с которой, пожалуй, и надо начинать изучение технического анализа. Итак, речь пойдет об основных видах графиков, которые применяются по всему миру для построения технического анализа на различных мировых финансовых рынках.

В арсенале трейдера есть следующие виды графиков:

  • Линейный график (line chart);
  • Бары (bar chart);
  • Японские свечи (Japanese candlesticks);

Перед тем, как мы начнем знакомиться с ними более подробно, давайте рассмотрим некоторые общие закономерности, которые можно встретить при построении того или иного графика.

Все виды графиков строятся на двух осях. Одна, из которых, ось абсцисс (Х) — ось времени с разным торговым интервалом (час, день, месяц, минута ) и каждое деление соответствует данному временному интервалу. И ось ординат (y) — стоимость (валюты, акции, облигации ) за указанный торговый (временной) интервал.

Линейный график (line chart) — самый простой из графиков. В данном графике соединяют значения цен за определенный временной интервал. Чаще всего используют цены закрытия, так как считается, что именно цена закрытия является наиболее важной для рынка. Линейный график совершенно не подходит для построения технического анализа, так как несет в себе очень мало информации.

На рынке, помимо цены закрытия (close), есть еще несколько важных показателей цены, помогающих трейдеру определить настроение, которое творится на рынке. К ним можно отнести: цена открытия (open) торгов, максимальная (max) и минимальная (min) цены за указанный временной интервал.

Однако, и у линейного графика есть свои преимущества: данный вид графика дает нам четкую картину того куда двигался рынок в тот или иной момент времени, прекрасно видна тенденция (тренд) движения рынка. К примеру, обратимся к рисунку, на котором изображен график индекса ММВБ за всю историю существования, начиная с 1998 г. Здесь четко видно, когда был рост, когда происходило падение, а когда был обвал на российском фондовом рынке.

Следующий вид графика — это график в виде баров (barchart), что в переводе с англ. означает «столбик». Это тип графика очень популярен среди трейдеров со стажем. Обратимся к рисунку и посмотрим, что нам покажет график.

Здесь мы видим, что на каждый ценовой интервал (час, например) программа строит нам столбик (bar) с двумя черточками. Длина этого столбика зависит от максимальных и минимальных цен, которые были в этот временной период на рынке, а отрезок слева — это цена открытия, отрезок справа — соответственно, цена закрытия. В различной литературе можно встретить такое название как OHLC bar, что значит Open, High, Low, Close.

Анализируя бары, можно получить гораздо больше информации о том, что творилось на рынке в тот или иной момент времени.

Еще один очень популярный вид графика, при анализе которым, наверное, пользуется 80% всех трейдеров в мире — это японские свечи (Japanesecandlesticks), некоторые их называют «подсвечниками». Как видно из названия, данный график был придуман в Японии и использовался для анализа цен при торговле рисом.

Также как и в барах, одна японская свеча соответствует одному торговому интервалу и показывает нам 4 состояния цены: открытие, закрытие, ценовые максимум и минимум.

Давайте также обратимся к рисунку и посмотрим из чего состоят японские свечи.

Здесь мы видим, что свеча состоит из тела (real body), нижней тени (lower shadow) и верхней тени (upper shadow). Тень свечи еще часто называют шип.

Как видно из рисунков, тени могут быть или полой или закрашенной, а также зеленой или красной. Что это значит?

Если на рынке образовалась полая или зеленая свеча это значит, что цена закрытия оказалась выше цены открытия и мы наблюдаем господство быков на рынке. Если свеча окрасилась в черный или красный цвет, это значит, что цена закрытия оказалась ниже, чем цена открытия и это говорит нам о том, что в данный момент времени мы наблюдаем медвежье настроение.

Какой «цветовой палитрой» Вы будете пользоваться, не имеет принципиального значения. Это всего лишь дело вкуса. Я пользуюсь черно/белыми свечками.

Посмотрите, как выглядит свечной график на валютном рынке:

Японские свечи — очень серьезный инструмент, при правильном использовании которого, можно получить значительные результаты. Существует целый свечной анализ, который основан на различных моделях, которые формирует рынок. Например, «белый молот», «повешенный», «падающая звезда», «могильный камень» и многие другие. Эти модели дают сильные торговые сигналы.

Существует еще несколько графиков, но они используются в техническом анализе очень редко. К этим графикам можно отнести:

  • Крестики-нолики;
  • Графики ренко;
  • График трехлинейного прорыва;
  • Графики каги.

На сегодня у меня все. До встречи и успехов в торговле!

Виды графиков

Графика и её виды

Искусство — одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство — художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спицификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей. В данной работе я постараюсь как можно точнее отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики.

На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам.

Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).

Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли,взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).

К изобразительным искусствам кроме графики относятся также живопись и скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий.

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

монументальную — тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

станковую — выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

декоративную — книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика — композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.

Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику — в скульптуре, цвет — в живописи).

Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho — пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги — белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Эстамп — от французского estamper — штамповать, оттискивать — оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации. Но там печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой же графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непостредственный отпечаток творческой работы автора.

Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала — дерева, металла, линолеума — называется гравированием (от французского слова graver — вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом — иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

плоская гравюра — рисунок и фон находятся на одном уровне;

выпуклая гравюра — краска покрывает поверхность рисунка — рисунок выше уровня фона;

углубленная гравюра — краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма различают разные виды гравюры:

Литография — печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19 веке получает распространение в станковой и социально-критической журнальной графике. (Французский художник Оноре Домье: “Опустите занавес, фарс сыгран” 1834г., “Улица Транснонен, 15 апреля 1834 года” 1834г., с 1837 по 1851г. — приблизительно 30 литографических серий — “Робер Манер”, “Парижские типы”, “Добропорядочный буржуа”, “Деятели правосудия”.)

Альграфия — плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется аллюминиевая пластина.

Ксилография — гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века всвязи с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: “Четыре всадника” 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр “Образы смерти” 1524-1525г.г. )

Линогравюра — гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум — недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, овтсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и безтравления. Существует большое количество техник этого вида гравюры — техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто (“черная печать”), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Офорт — от французского eau-forte — азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Прцарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия “Большие бедствия войны” 1633г., серия “Низшие” 1622г.)

Сухая игла — рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски.

Меццо-тинто — от итальянского mezzo — средний и tinto — окрашеный. Вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

Акватинта — от итальянского aquatinta — метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Каждый из вышеупомянутых способов гравюры имеет свои особенности в зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например, ксилография более жестка, сурова, по сравнению с гравюрой на металле. По стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому, экспрессивному образу. Дерево — своевольный, неоднородный материал, диктующий собственные условия. Металл же — более организован, податлив. Ксилографии практически недоступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше походит для создания сатирических произведений, она более народна. (Например, лубки, — народные картинки, относящиеся, как привило, к декоративной графике, отличаются простотой и доступностью образов, откликаютчся на политические события, также изображают сцены быта. Техника исполнения лубка — обычно ксилография, иногда литография или гравюра на меди, раскрашиваемая после печати от руки.) Гравюра же на металле выполненная, например, в технике офорта, как правило, включает в себя строгую систему параллельных и перекрестных штрихов, соответствующих форме изображаемого предмета. Офорту наиболее доступно создание объема, пространства, света.

Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит совсем особняком. Как самое непостредственное, гибкое и послушное средство выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких своих условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и изображенное им с точностью отпечатывается на листе.

Но литографии недоступна четкость линии, она мене “графична” по сравнению с ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны мягкие как бырхат, широкие линии штриха. Ночь и ткман ближе этой технике, чем днейвной свет (Французский художник Одилон Родон: “Болотный цветок”, из серии “Посвящение Гойе”, 1885г.)

Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры.

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом — карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.

Рисунок — изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии. Штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования. Темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Зародился рисунок еще в эпоху верхнего палеолита — рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гон, Монтеспан фо Франции). Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованым, силуэту, штриховке, к цветному пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех послкдующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки,” — писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становиться самостоятельной ценностью (17-18 в.в.). Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появляется графитный какандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает цветная тушь.

Рассмотрим особенности различных техник рисунка:

Перо — используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от формы наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, аккуратности, самодисциплины.

Уголь — чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обозженных тонких веток или обструганых палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твердый уголь из пресованного угольного порошка c добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненые сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличие от натурального рисовального угля палочки из спресованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объемно-пространственные задачи. (Художники, работавшие углем: Х. Гольбейн (1497 — 1543), Ж. Энгр (1780 — 1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В. А. Серов (1865 — 1911), И. Е. Репин (1844 — 1938), Н. И. Фешин (1881 — 1955).)

Сангина — так же как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плонтности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. (Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 — 1520, П. П. Рубенс (1577 — 1640), А. Ватто (1684 — 1721), Ж. О. Фрагонар (1732 -1806), Ж. Б. Шарден (1699 — 1779).)

Пастель — сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спресованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая “чистая пастель” выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой. (Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи (1555-1619), Х. Гольбейна, Э. Манэ (1832-1883), Э. Дега (1834 — 1917). В России — И. И. Левитан (1860 — 1900), В. А. Серова.)

Соус — жирные черные палочки циллиндрической формы диаметром 8-10 мм. обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спресованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных — беличьи, барсучьи, колонковые и других.

Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.

На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши.

Акварель — от латинского aqua — вода — краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Работы выполненные непрозрачной акварелью с примесью белил появились еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века — в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в создании миниатюрных работ, при ручной расскраске печатных книг. Чистая акварель — без примеси белил — получила широкое распространение в начале 15 века. Ее основные качества — прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже — шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели — размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель выполняемую кистью часто вводится рисунок пером или карандашом. В 15 — 17 веках акварель имела прикладное значение и сужила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей,эскизов. Со второй половины 18 века акварель стала широко применяться для создания пейзажей, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность этой техники облегчает передачу атмосферных явлений. В конце 19 века в Италии возникла манера плотной многослойной акварели по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белого фона. (В России в такой манере работали К. П. Брюллов, А. А. Иванов). В конце 19 — начале 20 века все чаще стали употреблять акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.

Гуашь — от итальянского guazzo — водяная краска — краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. От названия краски берет название и техика. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе — бумаге, картону, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать белила. Гуашь широко использовалась уже в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии для выполнения книжных миниатюр, а начиная с эпохи Возрождения — также для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков, а позже — для портретных миниатюр. Начало производства специальных гуашевых красок в середине 19 века способствовало окончательному обособлению гуаши от акварели. В России техника гуаши достигла высокого развития в конце 19 — начале 20 века в творчестве В. А. Серова, А. Я. Голована, С. В. Иванова и других художников, которые применяли гуашь при работе над большими станковыми произведениями, используя ее особенности (плотность и матовость тонов) для достижения декоративных эффектов. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воздействию — к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоративных работ.

Рассматривая различные виды графических работ, я все ближе и ближе подошла к живописи, но также в процессе рассмотрения выявились основные отличия графики от живописи:

огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом — будь то резец. карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами — ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши);

графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, контаст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаже всего является бумага — она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка фона);

графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку — ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль;

графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

Последние два пункта вступают в некоторое противоречие — с одной стороны графическое произведение наиболее полно отражает характер художника, с другой стороны — графика более декоративное, декоративно-прикладное искусство, нежели станковое произведение. Здесь стоит привести некоторый пример, в котором соседствуют обе эти черты, отнюдь не взаимоисключая друг друга, а наоборот друг друга взаимодополняя. В качестве этого примера хотелось бы привести творчество гениального английского графика, одного из основоположников стиля модерн Обри Винсента Бардслея (1872-1898).

Созданное этим художником, до сегодняшнего дня продолжает существовать как уникальный памятник книжной иллюстрации и дизайна (иллюстрации к «Саломее» ОскараУайльда, рассказам Эдгара По, «Лисистраты» Аристофана, а также многочисленные виньетки, эскизы обложек и титульных листов).

Сперва Бердслей набрасывал композицию карандашом. в общих чертах, покрывая бумагу на первый взгляд каракулями, которые постоянно стирал и потом снова наводил, пока гладкий бумажный лист не превращался в решето от резинки и перочинного ножа; по этой-то шерохоатой поверхности он и работал, золотым пером, оставляя тонкий след тушью, часто совершенно игнорируя сделанные до того линии, потом тщательно вычищаемые. Таким образом все зарождалось, репетировалось, исполнялось на одном и том же листе. Бердслей отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивителньную силу. Только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.

В работах Бердслея — его характер, его собственное видение окружающего мира. Как например, все шестнадцать рисунков к «Саломее» самостоятельны и не связаны с текстом, но тем не менее трудно найти более точный комментарий к духу и стилю Оскара Уайльда и трудно найти в мировом искусстве библейскую Саломею более выразительную, хотя Бердслей и надевает на нее парижскую шляпу, а в финале хоронит ее в серебряной пудренице.

Рейтинг бинарных брокеров, выдающих бонусы за регистрацию:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Добавить комментарий