Дисконтная политика ЦБ

Рейтинг надежных брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Дисконтная политика

Регулирование государством процента, взимаемого банками при выдаче кредитов и учете векселей

Политика повышения или понижения учётных ставок, проводимая центральными эмиссионными банками

Содержание

Содержание

1. Характеристика дисконтной политики

Дисконтная политика – это регулирование государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей.

Дисконтная политика – это политика повышения или понижения учётных ставок, проводимая центральными эмиссионными банками в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов, состояние платёжного баланса и курсы валют

Дисконтная политика – это одна из форм денежно-кредитной политики центральных банков, направленная на регулирование экономики посредством воздействия на объем займа в стране, темпы инфляции, а также состояние платежного баланса и курс валют. Осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки. Повышая учетную ставку ЦБ способствует снижению спроса на кредитные деньги), а понижая процент, активизирует спрос.

Дисконтная политика (Discount policy) — это

Характеристика дисконтной политики

Лучшие русскоязычные платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

дисконтная политика характеризуется повышением или снижением учетной ставки центрального эмиссионного банка с целью повлиять на движение зарубежных краткосрочных капиталов. Повышая учетную ставку в периоды ухудшения состояния платежного баланса, центрбанк стимулирует прилив капиталов из стран, где дисконтная ставка ниже. Это способствует улучшению состояния платежного баланса. Например, в первой половине 80-х годов прошлого столетия администрация США проводила политику высоких процентных ставок и курса доллара. Это стимулировало (наряду с другими факторами) приток капитала в страну из Западной Европы и Японии. С 1980 по 1984 год их размер составил более 500 млрд американских долларов. В результате курс доллара повысился, а валютный курс стран-инвесторов под влиянием этого фактора снизился.

Безусловно, такой способ решения внутригосударственных проблем может быть эффективным только при условии, что движение капиталов между странами обусловлено более прибыльным их размещением. Следовательно, повышение дисконтной ставки не всегда является эффективным методом наращивания и сохранения капиталов в стране.

Девальвация и ревальвация традиционно используются для валютного регулирования. Их суть сводится к снижению или повышение курса национальной валюты вследствие инфляции, неуравновешенности платежного баланса, разрыва между покупательной способностью сопоставляемых валютно-денежных единиц. До отмены фиксированного содержания золота в валютах девальвация сопровождалась снижением веса металла в денежной единице, а ревальвация — его повышением.

В современных условиях девальвация и ревальвация не являются средствами стабилизации курса валют. Они представляют собой всего лишь способ приведения во временное соответствие официального курса с действительным, который сложился на валютном рынке Forex. Например, в пределах Западной Европы за последние двадцать лет официально проводились многократные девальвации (французского франка, итальянской лиры) и ревальвации (марки ФРГ, голландского гульдена и др.). При плавающих курсах валют девальвация и ревальвация происходят, как правило, стихийно. Впрочем, девальвация зачастую осуществляется осознанно: снижая официальный курс национальной валюты, добиваются стимулирования экспортирования и сдерживания импорта.

Дисконтная политика ЦБ

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. Национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Центральные банки развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом.

Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:

  • традиционные или нетрадиционные;
  • административные или рыночные;
  • общего действия или селективной направленности;
  • прямого или косвенного воздействия;
  • краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции «своп» в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии – операции с федеральными ценными бумагами).

Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка. Кредитные институты имеют возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимости количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральный банк может селективно (избирательно) воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем изменения требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей. Селективное воздействие нередко сопровождается общеэкономическими последствиями. Так, при ограничении объема определенных ценных бумаг, принимаемых в залог или к переучету, центральный банк снижает в целом кредитный потенциал коммерческих банков.

Поэтому в настоящее время общеэкономический эффект воздействия путем проведения дисконтной или залоговой политики выступает по своему значению на первый план. Макроэкономический эффект регулирования учетной ставки подтверждается наличием определенной взаимосвязи между изменением ее величины и темпом роста валового национального продукта.

Рассмотрим действие данного инструмента на примере изменения величины учетной ставки. Если цель центрального банка – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Однако данное мероприятие не принесет желаемого эффекта, если на денежном рынке наблюдается понижательная тенденция, так как в этом случае кредитные институты предпочтут межбанковские кредиты. Центральному банку для достижения поставленной цели необходимо воздействовать на денежный рынок другими методами (путем повышения ставок по минимальным резервам и т.д.). При прочих равных условиях, в случае действенного повышения учетной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее, крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не изменять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменения условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается как со стороны небанков, потому что более привлекательными для них становятся депозиты, так и со стороны кредитных институтов, вследствие того, что при дорогих кредитах выгоднее прямое финансирование.

Таким образом, рост учетной ставки центрального банка относительно уменьшает рыночную стоимость ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к процессам, обратным рассмотренным ранее. Растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

Осуществляя дисконтную и ломбардную политику центральный банк выполняет «сигнальную миссию». Снижение учетной ставки центрального банка кредитные институты и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Такие сигналы позволяют кредитным институтам «подготовиться» к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его «сигнальной миссии» при проведении дисконтной и залоговой политики.

В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

Центральный банк Российской Федерации предоставляет банковскому сектору централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамках денежно-кредитной программы Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г. механизм рефинансирования кредитных институтов, принятый в развитых странах, в практике экономического регулирования Банка России фактически отсутствовал. Центральный банк Российской Федерации пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачи антиинфляционного регулирования. Однако путем простого увеличения ставок достичь поставленной цели антиинфляционного регулирования не удалось. Курс Банка России на развитие рыночных механизмов регулирования выразился в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивается административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка.

Политика обязательных резервов. В развитых странах, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент «жесткого» регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства – именные и на предъявителя – сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась.

Механизм обязательных резервов используется как инструмент кредитной политики практически во всех развитых странах. При этом страны, придерживающиеся твердого валютного курса, применяют данный инструмент в рамках политики гибкого регулирования. С развитием международных экономических связей, в том числе в банковском секторе, при создании свободных экономических зон, крупных региональных экономических объединений (например, таких, как ЕЭС) использование политики минимальных резервов требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.

Политика открытого рынка. Такая политика представляет собой выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. Здесь к основным ценным бумагам относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др.

Традиционными средствами проведения политики открытого рынка являются операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Для оживления экономики центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

Напротив, если целью центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя контрактивную политику. В этом случае у центрального банка есть две возможности реализации своей цели; либо объявить курс, при достижении которого центральным банком будет предложено любое количество ценных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно.

Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

При всех существующих различиях в осуществлении политики открытого рынка можно определить общую тенденцию, которая выражается в том, что центральные банки разных стран уделяют все большее внимание развитию данного инструмента; это связано со стремлением к регулированию экономики рыночными, а не административными методами.

Депозитная политика. Депозитная политика регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.

Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. При проведении экспансивной депозитной политики необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов.

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политика. Направление и формы валютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются в зависимости от исторического периода. Одним из важнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице Минфина и т.п.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Учетная (дисконтная) политика

Учетная политика, будучи составной частью государственной процентной политики, является другим важным инструментом денежно-кредитного регулирования, основные направления которой разрабатываются и реализуются Центральным банком. Учетная политика проводится Центральным банком посредством установления и пересмотра офидиальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Ставка по рефинансированию, или уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, несколько выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (ломбардный, бланковый, контокоррентный и другие виды кредитов) являются более дорогими, чём торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг). Поэтому коммерческие банки прибегают к получению межбанковских кредитов после того, как использованы все возможности по переучету ценных бумаг.

Центральные банки устанавливают несколько официальных учетных ставок в зависимости от срока, надежности, «классности» и т.д., равно как и несколько ставок по ломбардному кредиту, исходя из вида обеспечения, сроков и прочих условий.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса ком мерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для коммерческих банков возможность получить кредит ные ресурсы, а в результате и возможность расширять масштабы операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем Центрального банка.

Величина процентных ставок Центрального банка не обязательно должна изменяться в соответствии с динамикой-рыночных процентных ставок коммерческих банков. Она может отклоняться от нее в ту или иную сторону. Однако установление и объявление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных индикаторов, характеризующих основные направления политики Центрального банка в области контроля за динамикой денежной массы.

Изменяя уровень официальных ставок в зависимости от приоритетов экономического развития, Центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставляемых кредитов; регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность и объем денежной массы в стране; предоставляет кредитным институтам экстренную финансовую помощь; поддерживает ликвидность банковской системы в целом. В период проведения жесткой рестрик-ционной политики Центральный банк индексирует величину официальных ставок — устанавливает «надбавку» к их обычному уровню; ужесточает условия учета и переучета векселей:

повышает требования к качеству векселей;

устанавливает ограничения контрагентов переучета;

вводит лимиты переучета (например, запрещение учета векселей неперспективных отраслей) и т.д. Стимулирование конъюнктуры достигается обратными мерами.

При реализации установленных направлений учетной политики Центральный банк может использовать как косвенные, так и прямые методы регулирования деятельности банков. Это осуществляется посредством установления как базовых процентных ставок (по учетным операциям, по ломбардному и банковскому кредиту), так и количественных ограничений в отношении размеров и видов ценных бумаг, принимаемых к переучету Центральным банком и под залог которых он может предоставлять кредит коммерческим банкам.

Например, учетную политику Центральный банк осуществляет либо путем установления официальной ставки по редисконтирова-нию ценных бумаг (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) — контингентирование, квотирование и т.д. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование величины процентных ставок и банковской ликвидности посредством установления базовой ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков (их групп) в отношении их величины, видов, сроков и других условий их предоставления (прямой метод).

При проведении государственной политики Центральный банк также использует не только экономические инструменты (изменение уровня официальных ставок), но и административные — прямой контроль над рыночными ставками коммерческих банков, директивное определение кредитной маржи (разница между средними процентными ставками по активным и пассивным операциям), установление верхней границы процентных ставок по отдельным видам кредитов или их фиксированного отношения к официальным ставкам и т.д.

Предоставление дисконтного и ломбардного кредита. Дисконтный (учетный) кредит предоставляется на срок до трех месяцев. Причем в этом случае дисконтная (учетная) политика оказывает воздействие не только на динамику процентных ставок по краткосрочным кредитам, но и среднесрочным и долгосрочным. Максимальный срок предоставления ломбардного кредита также в большинстве случае не превышает трех—шести месяцев. Кроме того, устанавливается минимальный размер покрытия при предоставлении ломбардного кредита. Например, в отношении казначейских векселей ломбардный кредит может быть предоставлен на сумму, равную 90 % номинальной стоимости данных ценных бумаг.

К переучету, а также в качестве залога при предоставлении ломбардного кредита могут быть приняты лишь ценные бумаги, «качество» которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных

стран в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения — не более .3 месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

В целях регулирования размеров денежно-кредитной экспансии коммерческих банков Центральный банк как для банковского сектора в целом, так и для каждого коммерческого банка в отдельности устанавливает определенные квоты переучета государственных ценных бумаг, а также условия предоставления ломбардного кредита, которые могут меняться в зависимости от направлений денежно-кредитной политики на конкретном историческом этапе и ситуации на денежном рынке страны.

Отечественный опыт проведения учетной политики. В нашей стране с переходом к двухуровневой банковской системе (1988 г.) Центральными банками СССР и России в качестве экономического инструмента регулирования банковской деятельности использовалось установление официальной ставки по рефинансированию, предоставление коммерческим банкам ссуд под залог ценных бумаг, а также контокоррентного кредита по резервно-корреспондентскому счету не практиковалось. Это связано, с одной стороны, с отсутствием резервно-корреспондентских счетов с клиринговым режимом работы, с другой стороны,—полноценного рынка ценных бумаг, неразвитости вексельного обращения. В этих условиях по мере развития данных операций в качестве ценных бумаг, принимаемых к переучету в Центральном банке, в ближайшее время могут использоваться лишь государственные ценные бумаги или ценные бумага, гарантированные государством. Наилучшим образом этим целям отвечают краткосрочные казначейские векселя, выпускаемые в форме записей на счетах, которые должны составлять один из важных элементов в- составе наиболее ликвидных активов коммерческих банков.

Что касается практики предоставления бланковых кредитов Центрального банка, то начиная с конца 80-х годов до 1990 г. процентные ставки по рефинансированию устанавливались дифференцированно для различных групп банковских учреждений; для коммерческих банков устанавливались лимиты централизованных бланковых ссуд в размере от 50 до 75 % уставного фонда или собственных средств.

По отношению к коммерческим банкам Центральный банк применял преимущественно косвенные методы регулирования уровня процента, к государственным спецбанкам — в основном прямые. Так, если на протяжении 1988-1989 IT. процентная ставка по централизованным ресурсам дифференцировалась для коммерческих банков исходя из многих факторов и колебалась от 5 до 7 %, то для спецбанков ставки были жестко фиксированы независимо от класса конкретного пользователя ссудой, срока кредита и состояния денежного рынка. Уровень процентных ставок по активным операциям спецбанков устанавливается директивно, в то время как коммерческие банки определяли его самостоятельно.

В итоге в конце 80-х годов преобладающей формой движения кредитных ресурсов среди государственных банков осталась система их ведомственного распределения при административном управлении уровнем ставки по рефинансированию. Рынок кредитных ресурсов формировали только коммерческие банковские структуры. Спецбанкам кредитные ресурсы фондировались также по резко дифференцированным ставкам. Так, для Промстройбанка плата за ресурсы, предоставленные из фонда Центрального банка, в 1988 г. была равна 3,6 %, для Жилсоцбанка—3,1, Агропромбанка —1,2 %, в 1989 г.

4,0; 4,0; 1,5 % соответственно.

С 1990 г. осуществлен переход от отраслевого (ведомственного) планирования к территориальному распределению кредитных ресурсов через региональные учреждения Центрального банка. Ставка по рефинансированию как для трансформированных спецбанков, так и для вновь созданных коммерческих банков составляла в

1990 г. 6 %, в первом полугодии 1991 г.—8, во втором—12 %. По мере расширения состава институциональных участников рынка кредитных ресурсов (включение в него всех банковских учреждений второго1 уровня) относительно уменьшилась доля централизованных кредитов в общем объеме межбанковских ссуд (с 93 до 46 %), которыми пользуются коммерческие банки, что ослабляло влияние официальных ставок на формирование рыночной цены процента, которая складывалась под воздействием высокого уровни спроса на межбанковский кредит и достигла во втором полугодии

В 1992 г. Центральным банком России введена единая ставка по рефинансированию всех банковских институтов второго уровня в размере 20 % годовых, а затем повышена до 80 %. Действовавшее в 1991 г. 25-процентное ограничение ставок процента коммерческих банков по активным кредитным операциям отменено.

Рейтинг бинарных брокеров, выдающих бонусы за регистрацию:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Добавить комментарий