Альтернативные тренды инвестиции в искусство

Рейтинг надежных брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Альтернативные тренды инвестиций в искусство

Согласно мнениям экспертов всплеск интереса к альтернативным инвестициям в объекты искусства и предметы антиквариата происходит в периоды выраженной экономической нестабильности. Аналитики считают, что есть вполне простое и логичное объяснение этому феномену. Стараясь застраховать свои капиталы от существующих в таких условиях рисков, люди диверсифицируют портфели и уже прицельно смотрят на нестандартные инвестиционные сегменты. Именно поэтому предметы антиквариата и искусства оказываются в чрезвычайно выгодной позиции: угадав тренд или даже удачно создав его, можно не только сберечь вложенное, но приумножить капиталы.

Голубые фишки

Наглядным примером такого подхода можно считать полотна мастеров рубежа XIX – XX веков, а особенно модернистов и импрессионистов. Они уже стали своеобразными «голубыми фишками» мира искусства, признаны таковыми финансистами и приносят своим владельцам стабильный доход в размере 10 – 25 % годовых. Но при наименьшем количестве рисков такой вид вложений все же имеет и свои минусы.

Прежде всего, многих останавливает высокий входной порог, начинающийся с семизначных чисел, а кроме этого, и на этом рынке существует плотная конкуренция в борьбе за знаковые работы. Велик шанс столкнуться с подделками, да и содержание художественных коллекций нельзя назвать демократичным удовольствием.

Если же рассматривать вложение средств в современное искусство, то даже при существующей высокой волатильности, у этого сегмента есть серьезные предпосылки для роста. Например, вручение в 1997 году Венецианского Золотого Льва заставило работы Герхарда Рихтера, и без того дорогого автора, подорожать на 400%. Это событие, несомненно, стало триумфом не только известного творца, но и владельцев его работ. А чтобы попытаться повторить такой успех, придется предугадать потенциал того или иного предмета современного искусства, что оказывается совсем непросто.

По мнению экспертов, консультирующих инвестирующих в современное искусство банки, коллекцию можно считать состоявшейся, если бы хотя десятая часть собрания будет продана по значительно дороже изначальных цен. Но такое мнение нельзя считать всеобъемлющим, поскольку банковские коллекции призваны играть презентационную роль, а не быть основным заработком. На что указывает и стремление банков максимально поддерживать представителей своего отечественного искусства.

Тем не менее, с 2008 года банки стали один за другим распродавать свои коллекции, оставаясь, порой, со значительной прибылью. Так, проданная несколько лет назад «Коммерцбанком» скульптура Альберто Джакометти «Идущий человек» была оценена в шестьдесят миллионов долларов.

Лучшие русскоязычные платформы для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Эксперт по арт-инвестициям от ARTinvestment Егор Молчанов так прокомментировал вложения в подобные объекты:

Актуальное искусство — это венчурные, а значит, связанные с риском в долгосрочной перспективе вложения, а вот инвестиции в антиквариат надежны.

Молчанов так же сказал, что даже в условиях кризиса антиквариат высокого качества – это надежное вложение, ведь рост цен действительно может остановиться, но падения не будет. И если проблемы и были, то с ними столкнулись владельцы произведений среднего и низкого качества, поторопившиеся продать свои коллекции и потерявшие на этом.

Современные тренды

Только начинающим свой путь в области искусства инвесторам эксперты не рекомендуют чрезмерно увлекаться вложениями в уже известные имена и направления, особенно если это касается серьезных вложений. Экспериментировать с тем, что скрывается под термином contemporary art тоже нужно осторожно, а вот присмотреться к таким недооцененным сегментам, как фалеристика, прикладное или бонистика, а также сегменту антикварных книг действительно стоит.

Так в сегменте прикладного искусства наблюдается рост интереса к изделиям из стекла, например, к Кузнецовскому фарфору или же к работам Эмиля Галле. Не меньшим спросом сегодня пользуются фигурки из кости мамонта, популярен и такой необычный вид коллекционирования, как собирание старинных кукол.

Сергей Юнин, являющийся основателем Восточно-Европейского Антикварного Дома, считает, что в тренд в ближайшее время войдут фарфор и стекло, а также монеты, книги и вино премиального класса. При этом эксперт высказал мнение, что финансовый кризис, все еще довлеющий над миром, приведет к тому, что антиквариат станет дороже на 20 – 25 % и сможет стать одним из самых выгодных видом вложений.

Инвестиции в куклы

Многочисленные кукольные выставки, с успехом проходящие и в России, и в других странах мира, недвусмысленно говорят о том интересе, что направлен сегодня на все, что связано с миром кукол.

Не были исключением и кукольные выставки, открывшиеся в художественном областном музее Мурманска и в Яснополянском доме-музее Л. Н. Толстого, что в Тульской области. Интерес к экспонатам оказался настолько велик, что впервые в конце апреля посетители знаменитой ярмарки Mostra internazionale dell’Artigianato во Флоренции смогут увидеть уникальных кукол от российских дизайнеров и посетить «русскую улицу», организованную в рамках мероприятия.

Лариса Дроздова, известный российский коллекционер кукол, считает эту сферу чрезвычайно интересной и перспективной для таких же, как она вдумчивых серьезных собирателей. В коллекции самого же эксперта уже около 250 не только совершенно уникальных кукол, но и кукольных домов, созданных, начиная с восемнадцатого века, и по сей день.

Такой временной диапазон коллекционер пояснила так:

Совсем не важно, собирать старинных кукол или отдавать предпочтение авторским игрушкам современных мастеров, главное, чтобы в коллекцию не попадали банальные проходные вещи.

По словам Дроздовой именно уникальность куклы – это и есть залог интереса к произведению коллекционеров в будущем. При этом, если кукла антикварная, то показателем ценности становится имя мастера, если же речь о современном объекте, то значение имеет тираж. Если кукла единственная в своем роде, то в перспективе цена на нее обещает вырасти.

Интерес к куклам, созданным современными мастерами, сегодня ничуть не уступает спросу на старинные игрушки, а цена оказывается даже в разы выше. Искусствоведы считают, что первой уникальной, художественной куклой была фигурка «Маленькая танцовщица», созданная из воска в 1881 году великим французом, Эдгаром Дега. Она была выставлена в Париже на выставке импрессионистов.

Немаловажным для куклы, как и другого предмета искусства, является наличие провенанса, документа, удостоверяющего происхождение игрушки и авторство. Он не только обезопасит владельца произведения искусства, но и может повысить стоимость экспоната на 30 – 70 %. Примером кукол с подтвержденным происхождением можно считать авторский экземпляр куклы из собрания Деми Мур или экспонаты коллекции Карла Лагерфельда.

Однако эксперт также считает, что коллекция только тогда будет действительно интересной и ценной, когда в нее войдут те представители кукольного мира, что нравятся самому собирателя. Именно эту позицию, вкладывать в то, что по душе самому инвестору, можно считать самой перспективной стратегией и с точки зрения финансистов.

Все появившиеся за последние двадцать лет самые дорогие собрания были авторскими, а не чисто инвестиционными. Как показывает практика, занимаясь коллекционированием только с мыслью о будущей выгоде, трудно создать по-настоящему интересное, имеющее свое лицо собрание. Если же в коллекции чувствуется душа собиравшего ее человека, и видно, что кроме денег, в собрание вложены время, знания и силы, то это оказывается более ценным и значимым.

Сегодня, например, есть хорошие перспективы у сегмента декоративно-прикладного искусства. К этому разделу искусства относятся и шедевры Фаберже, уже более века привлекающие внимание инвесторов и имеющие весьма высокие цены, и неординарный агитационный фарфор времен первых пятилеток, недавно заинтересовавший коллекционеров и набирающий цену. Что же касается русских авторских кукол, то они достойны быть оцененными, но их настоящий триумф еще впереди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Альтернативные тренды инвестиции в искусство

По мере того, как в последние годы во всем мире состоятельные люди проявляли все возрастающий интерес к инвестициям в альтернативные активы, такие как изобразительное искусство, коллекционное вино, редкие книги, почтовые марки, музыкальные инструменты, мемориальные вещи, связанные с именами знаменитостей – так называемым Passion Investment («инвестициям страсти»), увеличивалось и число инвестиционных фондов, специализирующихся на этих уникальных активах.

В Fine Art Wealth Management мы впервые приступили к изучению и анализу этих специализированных инвестиционных фондов в 2003 году, чтобы заполнить недостаток информации о них и об их деятельности в интересах управляющих активами и их частных клиентов. Сегодня мы видим, как число фондов, специализирующихся на Passion Investment, постоянно растет. Как свидетельствуют данные исследования Merrill Lynch/CapGemini World Wealth Report 2008, в 2007 году во всем мире владельцы богатые и ультрабогатые индивидуальные инвесторы вкладывают значительную часть своих состояний в этом сегменте инвестиционного рынка. В 2007 году самыми популярными категориями активов здесь стали коллекционные вещи класса «люкс» (к ним относят дорогостоящие автомобили, яхты, частные самолеты) и изобразительное искусство – на их долю пришлось соответственно 16,2% и 15,9% совокупного объема рынка Passion Investment, а третье место заняли инвестиции в ювелирные украшения – 13,5%. Существенное влияние на глобальный рынок предметов роскоши оказали обеспеченные инвесторы из стран с развивающейся экономикой, даже второй половине 2007 года, когда в США уже начал набирать обороты финансовый кризис.

Почему «инвестиции страсти»

Существует множество прецедентов, когда предметы изобразительного искусства, коллекционные вещи и другие классы активов Passion Investment становились своеобразным прибежищем инвесторов во времена экономической неопределенности. Чем хуже новости, тем лучше для новых коллекционеров и продавцов – и так было на протяжении очень долгого времени. В такие периоды не только начинается бегство капиталов с фондовых площадок, но сама экономическая неопределенность подталкивает инвесторов к вложениям в искусство и другие предметы, относящиеся к данному сегменту инвестиционного рынка, которые в иных условиях, возможно, никогда бы не поменяли владельца.

Сегодня, как и прежде в моменты крушения фондовых рынков, определенные сектора Passion Investment могут превратиться для инвестора в тихую гавань. Действительно, многие коллекционные вещи росли в цене в годы Великой депрессии. Монеты и другие предметы коллекционирования подорожали очень серьезно и во время нефтяного кризиса 1979 года. После обвала фондовых рынков в октябре 1987 года индексу Dow Jones Industrial потребовалось 15 месяцев, чтобы выйти на докризисный уровень, в то время как инвесторы распродавали акции, вкладывая полученные таким образом средства в предметы искусства. В 2000 году, когда совокупные потери инвесторов на рынке акций составили порядка 3 триллионов долларов, артрынок не потерял ни йоты. Индекс Mei/Moses Fine Art Index, отражающий усредненное значение аукционных цен на искусство, в 2000-м прибавил 16%.

Хотя, безусловно, правда то, что цены на аукционах Christie’s и Sotheby’s в Европе, США, Азии и Ближнем Востоке в последнее время оказались ниже, чем ожидалось, из-за влияния мирового финансового кризиса, снижение коснулось главным образом искусства послевоенного периода. Надо учитывать, что именно этот сектор арт-рынка больше других выиграл благодаря увеличению количества состоятельных людей по всему миру в последние годы. Если источник этих новых капиталов иссякнет, то, скорее всего, мы увидим серьезную коррекцию в сегменте постмодернистского и современного искусства. В то же время, очень вероятно, что мы по-прежнему будем наблюдать рекордные цены на работы мастеров первого ряда на волне повышенного спроса на качество.

Тем временем эксперты винного рынка уверяют, что в течение первого года с момента начала кризиса цены на высококачественные коллекционные вина не пострадали. В действительности эти инвестиции даже принесли прибыль, о чем свидетельствует рост на 9,1% за этот год индекса London International Vintners Exchange (Liv-ex), при расчете которого учитывается стоимость ста вин экстра-класса.

Котируемая на Лондонской фондовой бирже компания Stanley Gibbons, специализирующаяся на торговле и инвестициях в коллекционные почтовые марки, которая ведет свою историю с 1856 года, увеличила прибыль до уплаты налогов на 11%, до 1,2 млн фунтов-стерлингов по итогам первого полугодия 2008 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. При этом ее продажи выросли на 12%, до 9,8 млн фунтов-стерлингов. В Stanley Gibbons настолько уверены в отличном потенциале роста стоимости редких марок, что предлагает своим клиентам инвестировать определенную часть средств в этот сегмент рынка на условиях полной гарантии возврата капитала.

Игра на корреляции

Как и все финансовые рынки, рынки изобразительного искусства и остальных предметов коллекционирования реагируют на множество факторов, включая текущее соотношение спроса и предложения, мировые события, состояние дел в глобальной и региональной экономиках, а также персональные действия и интересы состоятельных инвесторов. При этом низкая ликвидность и эффективность рынков изобразительного искусства и предметов коллекционирования вместо того, чтобы служить помехой их развитию и росту, исторически создавала прямо противоположный эффект. Чем короче срок действия негативных мировых событий, тем менее заметно их влияние на арт- и коллекционный рынок по сравнению с рынками большинства других инвестиционных активов.

На протяжении этих коротких интервалов на рынках искусства и коллекционных вещей возрастает волатильность, которая никак не связана с ситуацией в других рыночных сегментах. Подобное отсутствие ценовой корреляции также может быть использовано в качестве весьма эффективного инструмента управления рисками для получения весьма важных преимуществ, которые дает диверсификация инвестиционного портфеля. Если говорить о более долгосрочном повышательном тренде на рынке предметов искусства и коллекционирования, то он прерывается гораздо реже, чем в случае других классов активов.

Результат – превышение среднерыночного уровня доходности на определенных временных интервалах, что ведет к повышению общего размера инвестиционного дохода при одновременном снижении общего уровня волатильности совокупного инвестиционного портфеля.

Предполагается, что рынки альтернативных инвестиций должны иметь очень слабую корреляцию с традиционными инвестиционными продуктами. Тем не менее, постоянно растет число тех, кто считает, что такая установка, возможно, больше уже не соответствует действительности из-за стремительного изменения инвестиционной среды, поэтому через какое-то время ее придется пересмотреть. Доказательством этому может служить то обстоятельство, что в последние месяцы доходы хедж-фондов на инвестициях на этих некоррелируемых рынках оказались заметно ниже ожиданий.

Влияние экономического спада

Согласно исследованию Merrill Lynch/CapGemini, глобальный рынок искусства и индустрия роскоши, как правило, начинают ощущать на себе влияние экономических спадов позже других рыночных сегментов. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что последствия волнений в глобальных финансов докатились до нас только сейчас. Тем не менее, исторически инвестиции в изобразительное искусство и другие дорогостоящие предметы коллекционирования демонстрировали более высокую устойчивость к негативному влиянию экономических спадов, поскольку их суперобеспеченные покупатели, как правило, несут относительно меньшие потери в подобных рыночных обстоятельствах. Рынки «доступных по цене (и вожделенных) предметов роскоши», которые проще получить владельцам крупных капиталов, равно как и людям с более скромными финансовыми возможностями, могут пострадать больше других, если финансовый кризис окажется затяжным. Но, несмотря на наличие подобных опасений, аналитики склонны считать, что новые капиталы и растущий потребительский спрос в странах азиатско-тихоокеанского региона и Ближнего Востока будут и впредь уравновешивать здесь негативное влияние глобального экономического спада.

Инвесторы со страстью

Одним из ключевых показателей уровня квалификации частных клиентов в части финансового менеджмента является то, какое внимание они уделяют поиску высокодоходных инструментов или активов на рынке альтернативных инвестиций. Значительную долю своих доходов обеспеченные индивидуальные инвесторы получили благодаря стратегической диверсификации своих портфелей по широкому спектру классов активов. Все говорит за то, что они и впредь намерены формировать сбалансированные портфели на основе информированного и рационального подхода к своим инвестициям, вне зависимости от господствующих сегодня рыночных условий.

Несмотря на все пертурбации последнего времени, мы ожидаем сохранения этой тенденции, хотя спрос на пониженную волатильность по мере того, как частные клиенты становятся все менее терпимыми к риску, и окажет на нее определенное сдерживающее влияние. Статистический арбитраж и тяжелые количественные инвестиционные стратегии вряд ли смогут этому соответствовать, а прозрачность станет важнейшим фактором при создании инвестиционного продукта. Все комплексное и непрозрачное будет отторгаться, и по мере того, как клиенты начнут избегать слишком сложно устроенных продуктов (например, не будут покупать продукты, принцип действия которых не понимают) станет возрастать интерес к «реальным активам», таким как предметы изобразительного искусства и другие коллекционные вещи.

Не менее важное обстоятельство для будущего роста фондов альтернативных инвестиций заключается в том, что, как мы ожидаем, институциональные инвесторы продолжат перекладываться из традиционных активов в альтернативные, несмотря на нынешние треволнения на рынках, многочисленные диспропорции и нерешенную проблему «токсичных» финансовых инструментов. Точно также мы станем свидетелями того, что инвесторы будут гораздо больше внимания уделять диверсификации своих портфелей альтернативных активов за счет использования разнообразных традиционных и новых инвестиционных стратегий.

Исследования

Учитывая растущий интерес к альтернативным инвестициям и увеличение количества состоятельных инвесторов, которые направляют все большую часть своего дохода в этот сегмент рынка, интересно проанализировать, существует ли здесь оптимальная инвестиционная стратегия.

Не так давно появилось несколько любопытных исследований, авторы которых анализируют, какое влияние альтернативные инвестиции оказывают соотношение риска к доходности на инвестицию на восприятие частных и институциональных инвесторов. В исследовании под названием «Emotional Assets» («Эмоциональные активы») за авторством профессора Маастрихтского университета Эр. Эй. Джей Кэмбелла и двух сотрудников Университета Тилбурга Си. Джи. Кёдийка и Эф. Эй. де Руна, представлены результаты исследований рынков нескольких видов альтернативных активов, таких как живопись, винные этикетки, часы, атласы и книги, на которые приходится в общей сложности более половины всех вложений обеспеченных индивидуальных инвесторов в предметы роскоши.

Воспользовавшись широким набором индексов, они проанализировали динамику цен на некоторые альтернативные активов за последние 20-30 лет. На этом интервале времени инвестиции во все исследуемые ими активы показали положительную доходность, притом, что доходность от вложений в искусство, вино, книги и скрипки в среднем составила 9% годовых в течение 20 лет.

При этом коэффициент корреляции цен между некоторыми классами этих активов оказался очень высоким. Например, между алмазами и монетами, книгами и атласами, настенными и наручными часами и марками. Тем не менее, в динамике некоторых ценовых индексов существует значительное расхождение, что позволяет инвестору неплохо заработать на инвестициях в диверсифицированный портфель альтернативных активов. Самую большую отдачу способна принести стратегия, направленная на минимизацию риска при максимизации доходности, когда в широком диверсифицированном инвестиционном портфеле акции и облигации делят место с альтернативными активами, такими как коллекционные вина или книги. Это первое исследование, посвященное включению альтернативных инвестиций в общую инвестиционную стратегию.

Структуры фондов

Коллекционное вино и изобразительное искусство – два наиболее развитых сегмента рынка альтернативных инвестиций, так что сегодня инвесторы могут без проблем вложить в них свои деньги с помощью большого количества соответствующих фондов. А сравнительно недавно начали появляться специализированные фонды, с помощью которых можно инвестировать в самые разнообразные классы коллекционных в, например, в мемориальные вещи, связанные с именами звезд спорта, музыки, кино и тому подобное. Все эти фонды используют широкий набор торговых стратегий, схожих с теми, что практикуются private equity и хедж-фондами, зарабатывающими на ценовом арбитраже.

Следуя своей установке отслеживать деятельность фондов альтернативных инвестиций в глобальном масштабе, мы выявили две набирающие силу отличные друг от друга стратегии, одна из которых направлена на оптимальное распределение инвестиций по секторам, а другая – более оппортунистическая. Первая стратегия повторяет подход ведущих мировых коллекционеров, которые, как правило, фокусируются на отдельных узких секторах более широкого арт-рынка. Инвестиционные фонды, использующие эту стратегию, стараются добиться целевого прироста капитала в средне- и долгосрочной перспективе с помощью активного распределения и управления инвестициями в рамках широко диверсифицированного портфеля, распределенного между наиболее сформировавшимися секторами рынка, такими как Старые мастера, Импрессионисты, Модерн и Современное искусство.

Вторая стратегия транслирует деятельность ведущих мировых арт-дилеров и аукционных домов и подразумевает поиск возможностей для осуществления финансовых транзакций или прямых инвестиций, способных принести существенную прибыль на более коротком временном отрезке.

Фонды, использующие оппортунистические стратегии, ищут возможности для размещения инвестиций в региональных или нишевых секторах, таких как азиатское, индийское, арабское искусство, а также фотографии и тому подобное. Приращение капитала достигается как за счет активных операций по купле-продаже коллекционных вещей для извлечения быстрой спекулятивной прибыли, так и за счет более долгосрочного роста стоимости инвестиций в недооцененные активы с высоким потенциалом.

Не менее важна эволюция фондов искусства сама по себе. Мы видим, что сегодня они активно управляются в глобальном масштабе по трем ключевым измерениям, в числе которых инвестиционные возможности, капитальная стоимость и риск. Критически важным элементом успеха любого фонда, который инвестирует в этот уникальный актив, является его способность находить привлекательные возможности для инвестирования своих средств на приемлемых условиях.

Большинством фондов это достигается благодаря привлечению знаний и опыта самой широкой сети международных экспертов, призванных содействовать поиску и идентификации заданных инвестиционных возможностей. В дополнение к этому, найденная возможность может быть в дальнейшем расширена и разработана через изучение экономических и поведенческих особенностей в данном сегменте рынка силами менеджмента. Ценовые аномалии, рыночные тенденции и экономические данные могут помочь выявлению определенных региональных и секторальных возможностей для инвестирования, и те фонды, которые смогут управиться с этим наиболее эффективно, смогут выделиться на общем фоне. Подобно менеджеру private equity инвестиционный фонд искусства должен не только совершать правильные сделки в правильное время и по правильной цене, но также и добиваться увеличения стоимости каждого конкретного актива, находящегося под его управлением. Большинство фондов пытаются добиться этой цели с помощью самого широкого спектра кураторских и маркетинговых мероприятий, которые обычно практикуются успешными коллекционерами и дилерами.

Наконец, инвестиции в искусство, коллекционные вещи и другие Passion Investment (как и вообще все инвестиции) предполагают наличие существенного риска убытков. Такие фонды должны уметь управлять рисками в своем портфеле на нескольких уровнях. Экономическое развитие и рыночные тенденции, которые могут повлиять на поведение покупателей или продавцов в будущем должны постоянно анализироваться и изучаться. Кроме того, там, где это только возможно, такие фонды должны стараться избегать стратегий, предполагающих чрезмерную концентрацию инвестиций для снижения риска уязвимости перед единственным сектором. Такой фонд обязан отлично знать и понимать риски, ассоциированными с покупкой индивидуальных работ, включая вопросы их аутентичности, авторства, условий и происхождения. Достичь этого можно лишь с помощью экспертизы, рыночной разведки и наличию большого опыта у команды управляющих.

Резюмируя все сказанное, самых больших успехов добьются те инвестиционные фонды альтернативных инвестиций, которые выстроили внутреннюю команду и наладили эксклюзивные партнерские отношения с дилерами, кураторами, экономистами, искусствоведами и инвестиционными специалистами, опираясь на качественный и количественный анализ, что позволит им находить уникальные возможности для вложения средств на этом рынке.

Инвестиции в искусство.

Приобретение произведений искусства зачастую рассматривается как один из альтернативных способов инвестирования. Удачное вложение средств в предметы искусства может сулить инвестору более высокий доход по сравнению с прочими вариантами умножения капитала.

Действительно, ценность многих произведений искусства постепенно увеличивается, а время от времени возникающий в обществе интерес к определенным направлениям искусства обеспечивает высокую доходность при правильной оценке тренда. Однако такой способ вложения денег имеет достаточное количество сложностей.
По оценкам экспертов, риски можно снизить при покупке очень дорогих произведений на длительный срок.

Рейтинг бинарных брокеров, выдающих бонусы за регистрацию:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов с контролем честности!
    Идеальное место для новичков — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Получить вкусный бонус за регистрацию:

Добавить комментарий